Индекс потребительской лояльности или NPS — методика измерения лояльности клиентов. Основываясь на нем бизнес может выстроить доверительные отношения с клиентами и повысить продажи. Или же наоборот — понести убытки, если не уделять NPS должного внимания. В статье разберем подробнее.
Что такое NPS
Индекс лояльности или NPS (Net Promoter Score, индекс чистой поддержки) — это метрика, демонстрирующая отношение клиентов к компании. Анализ лояльности основывается на опросе. Целью NPS является оценка готовности пользователей совершать новые покупки.
Индекс лояльности применим к любому бизнесу. Он помогает понять клиентов и сделать так, чтобы они готовы были рассказывать о компании своим знакомым, тем самым повышая ваш доход. Задача бизнеса — заслужить лояльность наибольшего количества клиентов.
К целям NPS относятся:
- Сбор честной обратной связи от клиентов
- Понимание сильных и слабых сторон компании
- Создание стратегии отношений с клиентами
- Построение модели развития компании
Опрос индекса лояльности прост в использовании. Часто после его прохождения клиенту предлагается оставить развернутый ответ на вопросы: почему он выставил такой балл, какие вещи в бренде ему нравятся, а какие нет.
Формула и шкала для оценки NPS
Основной вопрос индекс лояльности это: “Какова вероятность, что вы порекомендуете наш продукт своим друзьям/знакомым/коллегам?”. Клиенту предлагают поставить оценку по 10-балльной шкале, где 0 — это “Ни в коем случае не рекомендую”, а 10 — “Обязательно рекомендую”.
В зависимости от оценки респонденты делятся на 3 категории:
0-6 баллов: критики. Они выражают негативное мнение о бренде и пишут плохие отзывы, при первой же возможности уйдут к конкуренту.
7-8 баллов: нейтральные клиенты. Эта группа не влияет на образ бренда. Их уровень лояльности средний, они могут и уйти к конкуренту, и оставаться с компанией долгие годы.
9-10 баллов: приверженцы бренда. Такие клиенты самые лояльные и приносят долгосрочную прибыль. Их отношение самое важное для компании.
Индекс рассчитывается по формуле: % сторонников - % критиков = NPS.
Чем больше это число, тем выше лояльность клиентов.
Правильный подход к работе с NPS
Вычисление NPS требует структурированного подхода. Необходимо относится к метрике как к инструменту роста прибыли. Важно анализировать прошлые и нынешние оценки, делать выводы и работать над ошибками. Если ресурсов для проведения глубокого анализа нет, то вычисление индекса лояльности нет.
Несколько советов для вычисления NPS:
- Формулируйте короткие, емкие вопросы, длинные могут утомить пользователя
- Соберите форму опроса для удобства. Для этого есть множество сервисов
- Запустите опрос и забудьте о нем на несколько недель. Необходимо собрать большое количество ответов
- Тщательно анализируйте результат
- Разработайте план по улучшению результатов
NPS и Бипуим
Бипиум дает возможность создать ИТ-систему для автоматизации NPS. Как это выглядит:
- Система автоматически звонит клиенту после покупки
- Система автоматически делает Email-рассылку по базе клиентов с опросом
- Система заносит ответы клиентов в базу
- Система анализирует полученные данные и создает дашборды