Как выделить бизнес-объекты

Оглавление

Что такое бизнес-объект

Бизнес-объекты — это представления реальных объектов деятельности. Они могут отображать как физические объекты: помещения, активы, контракты, так и абстрактные понятия: сорта яблок, обращения клиентов.

В последнем случае чаще всего получаются каталоги-справочники.  Для выявления таких бизнес-объектов необходимо подумать над типизацией более крупных выявленных объектов и над их масштабом. Например, если нужно типизировать товар по признаку обложения НДС (да или нет), то для этих целей можно воспользоваться полями типов статус или чек-бокс; но если необходимо отсортировать семена по 350 разным сортам, где периодически появляются новые, то для этих целей необходимо завести отдельный каталог, т.е. выделить сорт в отдельный бизнес-объект.

Для чего нужны бизнес-объекты

Чтобы грамотно спроектировать систему необходимо на этапе анализа деятельности и постановки целей и задач системы выделить бизнес-объекты, т.к. они — это основа будущей системы. Каждый бизнес-объект это отдельный каталог, массив сгруппированных данных. У каждого бизнес-объекта есть свои атрибуты.

Как выделить бизнес-объекты

Все бизнес-объекты лежат на поверхности бизнес-процессов (т.е. обычной деятельности сотрудников). Например, при оформлении загранпаспорта сотрудники будут работать с такими объектами:

  • Гражданин (т.е. заявитель)
  • Паспорт РФ
  • Загранпаспорт
  • Заявление на получение загранпаспорта и т.д.  

Рассмотрим еще один пример, для отображения в системе деятельности по продаже яблок. Чтобы продать яблоки, нужно их сначала привезти на склад (объект: склад, товар); потом заключить контракт на поставку яблок (объекты: клиент, сделка); после этого следует доставка клиенту  (объект: доставка).

Выделение бизнес-объектов
Синим отмечены бизнес-процессы, а желтым — объекты.

Что такое связи 

У бизнес-объектов могут быть связи — это логические отношения между объектами.  Говоря простым языком: связи — это отображение “вложенности” объектов друг в друга. Допустим, у нас есть сделки, в сделках всегда фигурируют клиенты, получается, что между двумя бизнес-объектами (сделка и клиент) будет связь.

Какие связи бывают между объектами и как их определять

Связи бывают 3-х типов:

Связанные объекты
  1. Один к одному: в нашем примере заявитель может подать только одно заявление; а у заявление, следовательно, не может быть больше одного заявителя. Данный тип связи используется редко.
  2. Многие ко многим: в одном заказе может быть сразу несколько разных товаров; товары же могут относится к разным заказам, а не к одному определенному.
  3. Один ко многим: клиент может оставить больше одного обращения; но одно обращение всегда будет относится к одному клиенту.

Рассмотрим ранее выделенные бизнес-объекты в деятельности по продаже яблок со связями.

Бизнес-объекты процесса продажи яблок

Связи: 

  1. Склад и Товар (один ко многим): на нашем примере мы будем считать, что есть только один склад, на нем может быть сразу несколько видов товаров. Поэтому связь один ко многим. Если бы в деятельности было несколько складских помещений, то тогда связь была бы многие ко многим.
  2. Клиент и Сделка (один ко многим): с клиентом может быть заключено больше одной сделки. А вот в рамках одной сделки контракт подписывается всегда только с одними клиентом.
  3. Товар и Сделка (многие ко многим): в рамках одной сделки могут фигурировать сразу несколько разных товаров, а товары могут относится к разным сделкам.
July 15, 2022
Мадина Хамдамова

Узнайте, подходит ли вам решение