Чем BPM отличается от CRM: разбор систем и их применение

Оглавление

Любой современный бизнес, желающий оставаться конкурентоспособным, использует решения для цифровизации деятельности. Для этого существует большое количество систем: СЭД, ECM, CRM и другие. И если CRM-системы более-менее понятны, то BPM-решения появились на российском рынке относительно недавно. В статье разберем, чем BPM-системы отличаются от CRM.

Что такое BPM- и CRM-системы

CRM-система — это решение, направленное на автоматизацию процессов взаимодействия с клиентами. Название софта расшифровывается как Customer Relationship Management, в переводе - система управления отношениями с клиентами. Функционал CRM-систем достаточно узконаправленный и нацелен науправление процессом продаж. 

Что касается BPM-систем (Business Process Management), его назначение более широкое. Оно включает в себя автоматизацию всех бизнес-процессов. BPM-системы управляют потоком работ, информацией и взаимодействием между всеми отделами и сотрудниками компании. Здесь же можно вести учет клиентов. Подробнее об этом типе систем можно прочитать здесь.

Отличия

CRM-системы устроены относительно просто. Их функционал выстраивается вокруг процессов взаимоотношений с клиентами. А это учет клиентов, обработка заявок и управление взаимодействия с клиентами. Из этого выходит, что CRM-системы являются профильным инструментом продажников.

При этом, внедряя CRM, компания получает готовый функционал. Доработать систему под себя можно только через вендора, а это долго и дорого.

BPM-системы, в свою, очередь, являются более общей категорией софта. Они нацелены не только на отдел продаж, но и на весь бизнес в целом. На них можно автоматизировать любые бизнес-процессы, задачи и проекты.

Кроме того, некоторые BPM-системы позволяют вносить изменения в готовые решения самостоятельно без привлечения вендора. При этом, обычно такие системы не сильны в учете материальных и финансовых ресурсов. В большей степени они ориентированы на распределение человеческих ресурсов. Однако именно они способствуют стратегическому развитию компании. 

BPM включает в себя следующие процессы:

  • CRM
  • HR
  • Управление проектами
  • Service Desk
  • Документооборот
  • Многое другое

Как итог:

  • CRM помогает выстраивать взаимодействие с клиентами, продавать и анализировать работу менеджеров. При этом систему сложно адаптировать
  • BPM-системы легко адаптировать. Они объединяют в себе всю рабочую среду компании.

Внедрение

Несмотря на разницу между CRM- и BPM-системами, процесс их внедрения не отличается. Внедрение обеих систем проходит в несколько этапов:

  • Анализ бизнес-процессов
  • Планирование и разработка
  • Выбор и настройка системы
  • Тестирование
  • Обучение и поддержка пользователей
  • Внедрение
  • Мониторинг и развитие

Каждый из этих шагов является незаменимым на пути к автоматизации бизнеса.

Области применения

Понимая специфику систем, легче выбрать, какая из них подходит конкретно вашему бизнесу. Так, CRM-подходит для бизнеса, в котором главным процессом является продажа. В таких компаниях нет собственного производства и большого количества поставщиков, партнеров. Например, решение подходит интернет-магазинам.

BPM-системы подходят компаниям вне зависимости от деятельности, поскольку ее цель заключается в облегчении управления и автоматизации рутинных процессов. При этом, для малого бизнеса со штатом в 20-30 человек BPM является слишком масштабным решением. На этом этапе команде хватит и “ручного” контроля. 

Выбор системы зависит от потребностей конкретной компании. Можно даже комбинировать два решения. Наводить порядок в управлении с помощью BPM и применять CRM для продажников. Многие системы легко интегрируются друг с другом.

Решение на Бипиум

Low-code конструктор Бипиум владеет функционалом как CRM-, так и BPM-систем. На базе платформы можно выстроить ИТ-систему под потребности любого бизнеса. Подробнее о возможностях Бипиума можно узнать здесь.

May 21, 2024
Елизавета Пуншева

Узнайте, подходит ли вам решение